ЛОДЖОНГ - МЕТОД ТРЕНИРОВКИ УМА, ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ЧАСТЬ I
Лоджонг - метод тренировки ума, который связан как с сутрой, так и с тантрой одновременно.
Ло в переводе с тибетского означает мысли, джонг – очищение, то есть очищение мыслей. Это учение больше связано не с тем, как научиться контролировать мысли, а с тем, как преобразовывать неблагие мысли в благие.
Почему нам так важно заниматься тренировкой нашего ума? Если рассмотреть наше тело и ум, то мы увидим, что ум гораздо быстрее, чем тело. Сначала какое бы действие не происходило, в любой момент, первым, что возникает – это мысли, намерения, а потом мы уже что-то совершаем нашим телом. Можно провести аналогию между скоростью работы ума и тела и скоростью движения самолета и машины.
Здесь тело подобно автомобилю, а ум, - быстрому самолету. Вы мгновенно можете подумать о чем угодно, можете вспомнить о Москве, еще о чем-то, построить планы и так далее, а тело не обладает такой самостоятельной мобильностью.
Ум и вся его деятельность очень сильно связаны с тонкими энергиями. Ощущая ум, вы можете получить доступ к этим тонким энергиям.
Вот, например, сейчас я смотрю на вас, но за одно мгновение могу в своем уме представить, что я смотрю назад и более того воспроизвести в своем уме то, что находится позади меня. Это происходит очень быстро в отличие от тела, которым сначала надо развернуться назад и только потом увидеть объекты.
Мы стараемся тренировать наш ум, чтобы нацелить его на вневременное счастье, которое не зависит от каких-то внешних факторов, которое будет с нами всегда.
Когда мы тренируем ум, нам нужно смотреть и в будущее и в прошлое. Наша жизнь не такая длинная, она может скоро закончиться, в любой момент времени. Наши возможности по практике дхармы, по достижению состояния будды также могут завершиться, поэтому нам необходимо практиковать.
Когда мы смотрим назад, мы думаем о том, что с нами было, вспоминаем всех живых существ, с которыми мы сталкивались, и мы хотим им принести пользу. Это желание принести пользу живым существам является очень сильным фактором для достижения состояния будды. Будда Шакьямуни достиг просветления, обладая сильным желанием помочь другим, поднести свое тело, речь и ум для пользы других. И вы точно также, тренируя свой ум, вспоминайте о своем окружении, о своей семье, друзьях и старайтесь развить в себе желание помочь им, принести им благо.
Один из вариантов развития тренировки ума заключается в следующем: когда мы медитируем на будду Авалокитешвару, воплощение любви и сострадания всех будд, перед Ним мы также представляем нашу маму. Почему нашу маму? Потому что она - очень ценный, самый ценный для нас человек. Она подарила нам эту жизнь, она нас воспитала, отдавала очень много энергии для того, чтобы вырастить нас, испытывала много страданий и тягот. Она всегда беспокоилась о том, чтобы мы были всегда одеты, обуты, накормлены, она очень любит нас, всегда думает о нас, о том, чтобы все было хорошо, о том, чтобы мы всегда находились в безопасности. Это занимает очень много времени у нее. Папа тоже очень важен, он тоже вложил в нас очень много энергии, очень много дал, но мама является все-таки более важной, потому что когда она дает эту жизнь, она испытывает очень много страданий. Сейчас, когда мы выросли, было бы очень стыдно не задаваться вопросом, как же мы можем отплатить ей за всю ту доброту и сострадание, которые она проявила по отношению к нам?
Самое ценное и важное подношение, которое мы можем сделать нашей собственной маме, это практика дхармы. Представляя перед собою Авалокитешвару и собственную маму, мы даем ей обещание, что в благодарность за все, мы будем практиковать дхарму, не будем следовать за собственным эго, желаниями, а станем развивать сострадание по отношению к ближним, ко всем живым существам, и будем совершать только благие дела. В этой практике мы развиваем просветленный настрой в качестве благодарности собственной маме.
Очень часто в первую очередь мы думаем о себе, о том, чтобы нам было хорошо, о своем собственном счастье. Но это счастье временное, оно проходит. Сама мысль о собственном счастье создает очень много проблем в развитии бодхичитты, в становлении буддой.
Не будучи буддой, очень сложно эффективно помогать живым существам, указывать им правильное направление, путь. Достигая просветления, вы понимаете и абсолютную и относительную истины, природу существования, вот тогда вы действительно можете помочь всем живым существам.
В тренировке ума необходимо очень ясно понимать непостоянство нашей жизни, ее скоротечность. Иногда, чтобы показать скоротечность этой жизни, на открытое место ставят масляную лампу, где ветер очень легко может задуть ее. Точно также и мы можем умереть в любой момент - причин, которые ведут к нашей смерти, очень много, наша жизнь очень хрупкая, следует помнить об этом и каждый раз напоминать себе, что вот сейчас мне необходимо телом, речью и умом помогать другим, развивать сострадание, чтобы обрести это счастье для себя на вневременном уровне, то счастье, которое постоянно.
#ЛамаЙонтенГиалтсо #джонанг #буддизм #лоджонг #бодхичитта #вневременноесчастье #тренировкаума #дхарма #сострадание